Краткий обзор начала казахской музыкальной культуры

 

У казахского народа существует легенда, истоки которой находятся в далекой древности, она рассказывает нам о неземном происхождении музыки, в ней говорится: Божественная песня летела над великими казахскими землями, она опускалась все ниже и ниже, и народ который слышал эту песню был одарен лучшими  музыкальными способностями. Как гласит народная история:  «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
Люди которые изучали музыкальную, творческую, и просто историю Казахстана всегда говорили о необычных способностях этого народа к творчеству, а также широкую распространенность импровизированного музицирования  у населения.

Все кланы в казахских общинах имели свои музыкальные инструменты, свои жанры, свою технику исполнения и подачу музыкальных произведений. Детей учили игре на глиняных инструментах таких как саз сарсае, тастуке, ускирике.  Через музыкальное творчество казахского народа дети могли узнать суть окружающего мира и легко осваивались в своей социальной культуре, а более взрослое поколение  получало опыт через молодежные игры, в которых одной из основных составляющих была музыка.
В казахской музыкальной культуре широкое распространение получили любовная лирика и песни красочных казахских свадьб.

К сожалению, духовные богатства нации до начала XX века развивались только в устной форме, и соответственно также передавались. Так как в то время у казахского народа в своем большинстве преобладал кочевой образ жизни, множество кюев говорили о нелегкой жизни кочевника 

В казахской музыкальной истории также упомянут легендарный отец кюев Коркыт ата – первый жырау, и создатель мелодичного инструмента с восхитительным звуком кыл кобыза. Кобыз являлся не просто мелодичным инструментом, но и олицетворял 3-х уровневую модель Вселенной (нижний мир, средний, верхний). Благодаря этому человеку в свет вышли такие произведения как «Желмая» (Имя священной верблюдицы),  «Елимай» (О, моя родина»), «Ушардын улуы» («Вой Ушар») и др. великие произведения. Считается что часть из этих творений способна передавать голос природы, а также способствовать философским и творческим начинаниям слушателей .
   Не менее древнею историю имеет домбровая и сыбызговая музыка, свидетельством этому факту являются предметы найденные при раскопках древнего города под названием Хорезм, в котором были найдены статуэтки изображающие музыкантов которые играли на щипковых двухструнных инструментах. Как утверждают археологи «Найденным инструментам более двух тысяч лет, и эти инструменты имеют большое сходство с домброй»

В этой статье мы кратко рассмотрели  начало истории казахской музыкальной культуры, в завершении хотелось бы закончить статью строками великого поэта Абая Кунанбаева

 «...Двери в мир открыла песня для тебя.
  Песня провожает в землю прах, скорбя.
  Песня - вечный спутник радостей земли,
  Так внимай ей чутко и цени, любя!»

Ссылка на оригинал статьи расположена ниже

http://musicheritage.nlrk.kz/index.php/ru/menu/show/2

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить