Использование информационных технологий в преподавании истории

На этой странице вы можете скачть или посмотреть урок на тему ИКТ в преподавании истории

Использование информационных технологий в преподавании истории.

 

А.Е.Семенюк, учитель истории.

 

В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью жизни любого подростка. Практически во всех семьях есть компьютеры с выходом в Интернет. Как же извлечь из этого пользу для нас, учителей-истории? В своей практике для формирования интереса к предмету и качественной подготовки обучающихся к урокам я использую информационные технологии.

В нашей школе есть кабинет, оборудованный мультимедийным и интерактивным комплексами, выходом в Интернет, который позволяет значительно увеличить наглядность уроков и повысить эффективность работы на уроке и вне уроков. Особое место я отвожу современным ИКТ в формировании и развитии мотивации обучения. Во- первых, пробуждается интерес к предмету даже у слабого ученика, владеющего навыками пользователя ПК. Задания, которые я предлагаю выполнить с помощью компьютера, выполняются более качественно и с большим интересом, чем аналогичные задания в учебнике. Работа на компьютере для школьников более привлекательна, чем традиционные формы работы на уроке. Это объясняется социальным интересом учащегося.

Во-вторых, реализуется важнейший дидактический принцип — принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативны, красочны, позволяют рассмотреть и оценить тот или иной объект или процесс с разных сторон. С помощью компьютера стало возможным демонстрировать многие процессы. Все это, бесспорно, будит интерес учащихся к изучаемому предмету. Интерес — это один из существенных элементов мотивации, интерес познавательный — сильная внутренняя потребность.

В-третьих, на мотивацию школьника влияет и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать этот процесс более индивидуализированным. Ученик, выполняя задание на компьютере, может видеть результат своей работы тут же. Ученику при этой работе не так страшно ошибиться, т.к. есть возможность исправить допущенные ошибки, о них знают только учитель и он сам, что делает выполнение заданий психологически более комфортным. Обучение уже не вызывает того стресса, как если бы ученик, стоя перед всем классом, при ответе допустил бы ошибку. Комфортность в обучении также имеет немаловажное значение в формировании правильной, положительной мотивации к обучению.

В-четвёртых, работа на компьютере позволяет ученикам проявить больше самостоятельности, ответствен­ности и индивидуальности. И действительно, информа­ционные технологии помогают продуктивнее проводить уроки как истории, так и обществоведения. ИКТ помогут изучить исторические документы,литературные источники и создать презентацию об исторических событиях и исторических деятелях и подборать нужный материал, подготовить сообщение и выполнить творческие задания. Но работая в Интернете, надо изучить и верно оценить полученную информацию.

Применять компьютер можно на всех этапах урока: от объяснения нового материала до закрепления, осуществлять контроль знаний, отработку умений и навыков можно также при помощи компьютерных средств обучения. Хочется сказать, что уроки с применением ИКТ дают мне возможность охватить больший объём изучаемого материала, активность учеников на уроках возрастает. У учащихся, постоянно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориен­тироваться в бурном потоке информации, вырабатывается умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Обучающиеся, используя ресурсы информационного образовательного пространства, овладевают навыками грамотной обработки информации, формируют ключевые компетенции и, в конечном итоге, успешно социализи­руются. Компьютер постепенно становится своего рода организатором самостоятельной деятельности обучающихся.

Обязательным для уроков истории является знакомство с историческими событиями,с биографией исторических деятелей, с трудами ученых-историков является урок-презентация. Такие уроки и подготовка к ним носят творческий характер. Задания распределяются между отдельными учащимися или между группами учеников. В этом случае имеет место и конкуренция, ведь работы будут оценивать в сравнении. Чтобы заинтересовать учащихсяобщественно-политическими событиями, я даю им задания, выходящие за пределы предмета, но в то же время проходящие по грани других предметов.. Учащиеся во время подготовки также могут воспользоваться материалами энциклопедий.

Презентации помогают освободить время объяснения, представив материал в виде ярких образов и ассоциаций. Ведь действительно, «что увидел, то запомнил». Богатейшие возможности даёт Интернет для проведения виртуальных экскурсий по историческим музеям  разных стран. Казалось бы, где тут творчество? Но необходимо найти маршрут и уже в готовой презентации отобрать только то, что можно представить на уроке. Создание презентаций — это не только иллюстративный материал, но и возможность работы над отбором исторического материала. Ведь в малом надо отразить большое. Презентации становятся для учеников подспорьем во время выступлений на общешкольных мероприятиях.

Способность компьютерной техники сохранять большой объём информации позволяет учителю-историку создать широкую коллекцию информационных ресурсов и использовать их в любое время. К тому же работу обучающихся по составлению презентаций, поиск материала для сообщений, выступлений, рефератов можно оценивать и как проектную, исследовательскую деятельность.

В процессе использования ИКТ на уроках истории и обществознания происходит усвоение учащимися духовных ценностей, овладение новыми способами учебной деятельности, знакомство с выдающимися общественными деятелями,деятелями культуры и искусства, рождается готовность использовать полученные знания в дальнейшем.