Интегрированный урок по Всемирной истории ( история-физика)7 класс

На этой странице вы можете скачать интегрированный урок по Всемирной истории 

 Интегрированный урок по Всемирной истории  ( история-физика)7 класс.

Учитель  истории Семенюк А.Е.,  учитель физики Семенюк Е.А.

Тема:  Развитие науки в эпоху Возрождения

  

Целевые ориентации: Развитие системного мышления

                                            Формирование  общих и специальных умений и навыков (исследование через анализ исторических фактов)  

                                              Формирование  информационной коммуникативной компетенции  учащихся.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

Формирование  знаний о развитии науки в эпоху Возрождения.

 ученики знают:

  • о достижениях в различных областях знаний: (искусство, литература, науки);
  • о важнейших   технических изобретениях; имена великих учёных эпохи Возрождения: (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Развивающие:

  • Развитие информационной и коммуникативной компетенции на основе истории и физики.
  • Совершенствование умений работать с учебным материалом, ассоциативно мыслить, наблюдать и обобщать.

Ученики умеют: 

- систематизировать учебный материал;

-умеют высказывать своё мнение;

- применять знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям;

 формирование оптимистического взгляда на жизнь;

  1. Формирование интеллектуальных потребностей.
  2. Расширение кругозора;
  3. Реализация собственных творческих и деловых возможностей.

 

Тип урока:  Комбинированный

  Ведущие формы познавательной деятельности: коллективно – распределительная -  работа в группе  учебный диалог

 Ресурсы: Интерактивная доска; презентация.

Источники информации:    учебник, Электронная  энциклопедия Кирилла и Мефодия, карта «Европа в  XVI веке».

 Технологии: Критическое мышление,  ИКТ-технологии.

Методы: словесно-наглядный, эвристический.

Интеграция: история, физика

Участники: учитель истории, учитель физики; творческие группы учащихся.

Этапы проведения:

1.«Вызов»: мозговой  штурм, кластер «Возрождение».

2. «Творческая деятельность учителей и учащихся»

3.»Рефлексия»: синквейн, тест.

 

Ход  урока

I «Вызов»:

Учитель истории

Здравствуйте, мои друзья! Давайте перед началом урока посадим «Дерево ожиданий». У каждого на парте лежат «яблоки» разного цвета. Красный означает хорошее настроение, жёлтый цвет - получить новые знания, зелёный – научиться работать в  команде и применять знания в разных ситуациях. Дайте мне то яблоко,  цвет которого  соответствует вашим ожиданиям. (Составляют «Дерево ожиданий»).

 Начинаем наш интегрированный урок истории и физики.

Историческое прошлое находится не где-то там, в своём времени, а здесь, во мне. Прошлое – это я, это моя жизнь. Историю изучают не ради её самой, а ради собственного развития. Сегодня каждому необходимо то, чем мы обычно занимаемся, и будем заниматься на сегодняшнем уроке:

  1. Самостоятельно добывать, обрабатывать информацию.
  2. Обрабатывать информацию и обмениваться ею.
  3. Быстро ориентироваться в информационном пространстве.

Учитель физики

Наш 21 й век – век информации,  век информационных технологий.  Как не  потеряться в этом потоке,  и выбрать нужное для себя? Вот главный целевой вопрос, на который мы будем отвечать на сегодняшнем интегрированном уроке истории и физики.

Задача   физики: показать, как читать любую информацию с точки зрения физики, как размышлять, как постигать законы физики.

    

Учитель истории

 О какой эпохе мы говорили на прошлых уроках?

Ученики: На прошлых уроках мы говорили об эпохе Возрождения.

Учитель истории Что нам уже известно об эпохе Возрождения?

Проведём «Мозговой штурм» и составим кластер: Каждая группа по своей части кластера подготовит вопрос для остальных.

 ( КЛАСТЕР:

Возрождение, или Ренессанс =>

ð  => => => => => => =>)

1группа  Общая характеристика эпохи Возрождения

I.

n  Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века.

n  Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

n  Особенности эпохи Возрождения:

1) Обращение к античным идеалам прекрасного

2) Появление гуманизма (Гуманизм – это общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную созидательную деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

3) Появление книгопечатание (в середине XV в.).

4) Возникновение в городах светских центров науки и искусства( церковь не контролировала их деятельность)

5) Рост городов-республик.

II.

Мы для вас приготовили вопрос: 1. Исключите лишнее: Флоренция, Венеция, Рим Нидерланды   (Нидерланды – это центр Северного Возрождения, а не Итальянского Возрождения)

 

 

2 группа Человек эпохи Возрождения:

 

  • Человек эпохи Возрождения:

Философы преклонялись перед разумом человека и его творческой моралью

  • Разум – это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным.
  • Счастье человека состоит в его разуме.

Наш вопрос 1. Исключите лишнее: Человек, разум, божья воля (божья воля – лишнее, т.к. это церковь считала, что тайны и явления природы недоступны пониманию людей)

3 группа

n  Литература

1. прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

2.опора на две традиции: народную поэзию и античную литературу,

3. сочетание реальных событий  с фантастикой.  

Знаковое  литературное произведение   – роман Мигеля Сервантеса «Дон Кихот».

4.Появление национальных литератур.

5. Распространение театра и драмы

Наше задание: Найдите связь между предметами: «глобус и портрет Шекспира»; «Ветряная мельница и портрет Сервантеса».

 

4 группа

Искусство:

ð  Обращение к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим  естественным явлением.

ð  Наполнение  традиционных  религиозных сюжетов  земным содержанием.

ð  Новые художественные приёмы:                                                                                           - -    Построение объёмной композиции

Пейзаж – элемент сюжета  на заднем плане

Художественный символ эпохи: Портрет Моны Лизы Леонардо да Винчи

Вопрос:

1.Этот скульптор, художник, архитектор и поэт принимал участие в освободительной борьбе Флоренции и руководил строительством военных укреплений  (Микеланджело)

2. Его картины стали своеобразным символом эпохи Возрождения, он был великим экспериментатором, математиком, военным инженером, анАтомом, великим изобретателем (Леонардо да Винчи)

 

Учитель истории: А что нового нам нужно будет узнать  на сегодняшнем уроке?  Давайте вместе  определим тему урока и запишем её в тетради: Наука в эпоху Возрождения (отметьте домашнее задание: п.50. с.214. ответить на вопросы)

(15  1  21    12 1)

Поразмышляем над целями урока:

(Ученики:

1.Узнать о достижениях науки.

2. Узнать о важнейших   технических изобретениях

3.Узнать о знаменитых  учёных физики и астрономии.

Чему мы  будем учиться:

-высказывать своё мнение;

- применять знания в новой ситуации

 

Гипотеза урока: Учёные эпохи Возрождения заложили основы современной физики и астрономии.

Учитель физики:

Мне тоже хочется поразмышлять над  нашим кластером АААААААААААААААА

 

II «Творческая деятельность учащихся и учителей»

 Учитель истории: Переходим ко второму этапу урока. Наша творческая деятельность будет успешной. Ведь в ней будем участвовать мы все: и те, кто увлечён физикой, и литературой и живописью.

Начнём с технических открытий и изобретений.

1 группа:

Получает информацию, раздаточный материал, и методом «пометок» выделяет достижения в разных областях науки, затем готовит устную презентацию.

2 группа:

Толчком для развития технических открытий и изобретений стали  Великие географические открытия. Они изменили  представления о размерах Земли. Потребовали обеспечить мореплавание.  В 1492г. Х. Колумб  открыл Америку, в 1498 г. португальский мореплаватель Васко де Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии, в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Ф. Магелланом совершили первое кругосветное путешествие.  

В 1492 г.   был создан первый глобус - “Земное яблоко”. В 1569 г. Была  составлена карта Европы и мира, известная под названием “Атлас”. Изобрели компас, телескоп. Созданы каравеллы. Из  каждого путешествия принято привозить сувениры. Отгадайте, что лежит в «Чёрном ящике?»

  Вопросы из «Чёрного ящика».

Это изобретение китайцев приобретает современный вид и начинает использоваться в морском деле. Что в чёрном ящике? (компас)

В чёрном ящике лежит результат изобретения Иогана Гутенберга (Изобретатель книгопечатания; Книга).

3 группа

1.Технические изобретения были связаны с запросами практической деятельности - торговли, мореплавания, строительства, военного дела, зарождавшегося капиталистического производства.

Появилось огнестрельное оружие.Ветряная мельница Водяная мельница Ткацкий станок, Книгопечатание

Центрами развития естествознания были университеты. В астрономии были сделаны открытия, означавшие революционный переворот в науке и в мировоззрении.

Изучив информацию мы решили, что историческая задача науки эпохи Возрождения была: Системное разрушение старого космоса. Конструирование нового мира.

Учитель истории: С исторической точки зрения  информация    верная, подтверждена фактами. (Объявление оценок).

А теперь рассмотрим её с точки зрения физики и применения в 21 веке.

Ученик

Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) разработал гелиоцентрическую систему мироздания и изложил ее в труде “Об обращениях небесных сфер”(1543).Он пришёл к выводу, что вокруг Солнца вращается Земля и другие планеты и вместе с тем  они вращаются вокруг своей оси.  А весь мир верил в то, что Солнце вращается вокруг Земли.

Наблюдения Коперника имели важное практическое значение: Были составлены более точные астрономические таблицы, что способствовало научному развитию астрономии.

Учитель  физики АААААААААА

 

Ученик

Отправляясь от открытия Коперника,  итальянский учёный Джордано Бруно (1548-1600)  идет дальше. Он утверждал, что Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна. Не только Земля, но и Солнце не являются центром Вселенной. Бруно призывал людей изучать тайны Земли небесных тел. Это противоречило религиозным представлениям о мире. Поэтому священнослужители преследовали его. Он 8 лет провёл в тюрьмах.

Ни пытки, ни уговоры не смогли заставить Бруно отречься от своих убеждений. Он был сожжён на костре.

Учитель  физики АААААААААА

Ученик

Галилео Галилей (1564-1642) первым из учёных наблюдал за небесным миром с помощью телескопа. Осенью 1609 года   впервые направил его на Луну. Обнаружил на её поверхности неровности. С помощью телескопа было установлено, что планету Юпитер окружают спутники и что даже на Солнце есть пятна. В телескоп Галилео Галилей разглядел, что планета Венера подобно Луне меняет свою видимую форму. Таким образом, Галилео доказал правильность учения Коперника. В 1633 году священнослужители организовали суд над семидесятилетним учёным. Легенда гласит, что Галилео, сделав вид, что смирился и отказывается от своих воззрений, и не верит во вращение Земли вокруг Солнца, поднялся с колен и воскликнул: «А всё-таки она вертится!» В этой легенде заключена вера в то, что нельзя задушить свободную мысль человека.

Учитель  физики ААААА

Учитель истории

Всё, что ни бывает в мире, в каждое время перекликается с древнейшими временами на свой особый лад.

Теперь мы имеем представление об эпохе Возрождения и о роли науки этого времени для сегодняшнего дня.

Нашла ли подтверждение Гипотеза урока: Учёные эпохи Возрождения заложили основы современной физики и астрономии.

Учитель  физики:

Итак, заключительный вопрос: Мы овладели информацией? Вывод о значении информации в развитии  каждого из нас сегодня   сделаем,  в виде синквейна (пятистишья):

каждая группа составляет свой.

 

 

1 группа  Возрождение

Возрождение

Гуманистическое, научное, вечное.

Возрождает, возвышает, открывает.

Востребовано в 21 веке

Прогрессивная эпоха.

 

 2 группа  Наука  

Наука

Дерзновенная, интенсивная, подвижническая.

Помогает, служит, развивает.

Необходима для технического совершенства.

Знание.

 

3 группа  Информация

Информация

Научная, художественная, позитивная.

Помогает, открывает, развивает

Обогащает твои возможности.

Путь к успеху

 

Учитель истории

Тест по истории

1.В какой стране зародилась культура Возрождения  а. Италия  в. Чехия с. Россия д.Франция

2.Кто из указанных учёных был сожжён на костре за свои научные убеждения?

 а. Н.Коперник  в.Джордано Бруно  с. Галилео Галилей  д. Франсуа Рабле

3.Создателем телескопа является

 а. Н.Коперник  в. Джордано Бруно  с. Галилео Галилей  д.Франсуа Рабле

4. Труд Коперника «О вращении небесных сфер» был издан  а1543 году  в.1548 году с.1564 году д.1562 г