Сочинение о Великой Отечественной Войне

Я не слыхала взрывов,

Не видела людей в огне,

Но почему-то больно мне,

Когда читаю о войне.

 

План.

I Подвиг народа в Великой Отечественной войне.

II Великая Отечественная война в произведениях «писателей-фронтовиков».

1. Задачи и цели писателей – фронтовиков.

2.Жанровое разнообразие произведений о войне.

3. «Память сердца» в литературе о войне.

 а) Повесть «Сотников» В. Быкова – пример умения сопротивления «грозной силе обстоятельств».

б) Повесть В. Козько   «Скудный день» - произведение о трагической судьбе детей в годы войны.

III Книги о войне – памятник погибшим в назидание живым.

 

 

 

Прошло уже 60 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне, и в этот же год – как раз мой выпуск из школы. Сквозь эти годы война кажется нам, детям мира, лишь страшным сном. Но это был не сон, и когда-то тысячи наших сверстников услышали страшное слово – «война». Много воды утекло с тех пор, но до сих пор щемит болью сердца. Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов людей, мы должны помнить! Забыть – это было бы преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её дорогами. Бороться за мир – обязанность всех живущих  на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига народа в Великой Отечественной войне. Наиболее ярко выражена эта тема в произведениях писателей-фронтовиков.

Тема Великой Отечественной войны сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи писателей-фронтовиков были огромны. Им необходимо было показать значимость борьбы и победы, истоки героизма простых советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине;  показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ одного из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне. Ьольшие эпические произведения, в которых даётся осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой истории (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.); психологическая проза, раскрывающая основы личности в трагических обстоятельствах войны (повести В. Быкова, Б. Васильева, В, Астафьева, В. Распутина и др.); художественно-документальные произведения (Д. Гранин, К. Воробьёв, С. Смирнова); поэзия (стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко); драматургия (пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука).

Независимо от жанра, все произведения объединены одним – «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

Повесть «Сотников» В. Быкова, зима 1942 года. Партизанский отряд, обременённый женщинами, детьми и ранеными, окружён. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Сотников погибает, а Рыбак ценою предательства остаётся жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образцы. Рыбак – смелый боец, когда за его спиной стоят свои, а оказавшись один на один с врагом, он идёт сначала на компромисс, потом – на предательство и убийство товарища.

Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства, когда он шёл на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.

Сотников – скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же, будучи больным и слабым, он пошёл на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врага, явилась его болезнь – он не сдержал кашель, душивший его, и этим обнаружил себя и Рыбака.

Измученный пытками, шантажируемый фашистами, (« Мы всё равно их найдём, а тебя запишем в предатели»), он остаётся не сломленным. Истоком его мужества, героизма стала глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним глазами, и убеждается, что честно выполнил свой долг.

Более трагична тема повести В. Козько «Скудный день» - оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место действия – небольшой белорусский городок; время действия – 10 лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение – это напряжённый тон повествования, который зависит не столько от сюжетного развития, сколько от внутреннего психологического накала.

Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит), маленьким ребёнком попал в концлагерь, где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те душевные нечеловеческие и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.

И вот, через 10 лет, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает всё, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает – и убивает Кольку Летичку. Но его смерть предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречён: никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в детстве. Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, - это эхо о помощи всех детей, насильно оторванных от матерей: «Мама, спаси меня!» - закричал он на весь зал, как кричали на всю землю в том далёком 1943 тысячи и тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения писателей- фронтовиков, повествующие о страшных трагедиях и высоком героизме народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: « Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне – это тоже памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости  в испытаниях, высокой нравственности на примере дедов и прадедов. Их значение всё более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие писателей – вклад в общее дело борьбы  за мир.