Пушкин наше все

Весь мир – весь белый свет и музыка! –

В кольце его творений.

Н. Матвеева.

 

I. «Пушкин – это наше всё!»

 

II. «Стань музыкою, слово!» Значимость пушкинских сюжетов для становления классической русской музыки.

1. «Ещё в младенческие лета

    Любил он песен дивный дар.

    Он музыке дарил сюжеты,

    Зажёг в нас творчества пожар».

    Песни на стихи А.С. Пушкина. XIX в.

2. «Мгновение – и блеском чудным

Цветёт, поёт и взор, и слух».

Романсы на стихи А.С. Пушкина. XIX в.

3. «Его мечты во мгле туманной,

Как солнце, радовали нас!»

                                              И.А. Бунин

Оперы и балеты на пушкинские сюжеты XIX - XX вв.

4. Симфоническое торжество музыки и лирики в XX-XXI веке.

 

III. «Наполним музыкой сердца!»

Шестнадцать моих поэтических строк ровесникам.

 

Пушкин… «Это наше всё!» Из всех великих людей он самый близкий для меня и моей семьи. Всё самое дорогое связано с ним, даже имена в нашей семье. Мой прадед – Александр, снайпер-стрелок, погиб в Померании, не дожив до Победы только 20 дней. Его любимая книга (как свидетельствует наш семейный архив) – «Евгений Онегин». И сына, моего деда, он назвал Евгением. Моя тётя, поклонница Пушкина, которая увлекается классической музыкой – Ольга. А меня зовут, как любимую пушкинскую героиню, - Татьяна.

Вот почему я и решилась написать этот очерк. Ведь он о Пушкине и музыке, любимом увлечении моей семьи. В начале о том, как я открывала Пушкина для себя. Раннее детство – время колыбельных песен и сказок на ночь. Слушаю голос своей бабушки. Слова и мелодия навевают образы. Глухой зимний вечер. На дворе метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло, потрескивает затопленная печка. Няня (о ней и Пушкине я уже знала) сидит на скамейке, прядет свою пряжу. Котенок играет у её ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле:

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит! [1]

А вот другой образ, доброй подружки – няни. Она задумалась, приумолкла, и Пушкин старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера в одиноком, занесенном снегами доме. Поэт обращается к Арине Родионовне: «Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?»

Поэт любит её старинные песни:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Это песни самого народа. Под их влиянием и рождались пушкинские стихи. В домашней библиотеке у нас стоит «Пушкинский календарь».[2] Из него я узнаю, что автор музыки на стихи Пушкина «Зимний вечер» - М. Яковлев. И на музыкальных вечерах Дельвига, лицейского друга Пушкина, часто звучала эта песня в исполнении дуэта самого Дельвига и Яковлева. Так сюжет из жизни Александра Пушкина стал сюжетом русской классической песни. А следом рождается новая – «Зимняя дорога». И для меня раскрывается первая тайна: почему Пушкин и музыка неразделимы:

Ещё в младенческие лета

Любил он песен дивный дар.

Он музыке дарил сюжеты,

Зажег в нас творчества пожар.

Детство Пушкина и детство любого из нас невозможны без сказок. Сказки детям на ночь – русская традиция. Пушкину рассказывала их няня, а мне мама и бабушка. И, конечно же,  самые любимые – из книги «Сказки Пушкина». Сюжеты этих сказок перенесены в мультфильмы, они сопровождаются чудесной музыкой. Так впервые открылись для меня имена русских композиторов-классиков. А второй класс обычной школы соединился для меня с первым классом музыкальной.

     Очерк, который я пишу, - большая возможность исследовать путь русской классической музыки к вершине творчества, уже созданной Пушкиным. Это ещё один повод перечитать произведения любимого поэта и специальные книги по истории музыки, среди них: А.С. Пушкин «Избранные сочинения в 2-х томах [1], «Оперные либретто» [4] «25 оперных шедевров», издательство «Музыка»[5], книга Т.В. Поповой «О музыкальных жанрах»[6], журнальные и газетные статьи. И если песни на стихи Пушкина стали первым шагом в становлении русской классической музыки, то вторым – русские романсы. Расцвет этого жанра неизменно связывают с героическим 1812 годом и становлением в поэзии Пушкина. Кажется, что лирика поэта пробудила в русских композиторах XIX – XX веков осуществить неодолимое желание: «Стань музыкою, слово!»

Сюжеты пушкинской лирики – любовной, пейзажной, жанровой – стали источником творческого вдохновения для многих композиторов. Из книги Т.В. Поповой «О Музыкальных жанрах»[2] я узнала об истории русского романса. Он родился из песни, но музыка его более глубокая и сложная. Она вся из образов, самостоятельных картин и эпизодов. Одним из первых обратился к жанру романса М. Глинка. Его, как и многих современников, вдохновили стихи А.Пушкина. Мелодия буквально следует за стихотворной строкой. В романсе М.Глинки «Я помню чудное мгновенье» нежный, лирический, светлый образ первой части сменяется напряженным драматическим эпизодом (со слов «Шли годы. Бурь прорыв мятежный развеял прежние мечты…») Языком музыки ведется рассказ о том, как невзгоды и волнения оттеснили прекрасный образ любимой женщины. Композитор от пластически закругленной романсовой мелодии переходит к порывистой и напряженной. А далее по сюжету пушкинского стихотворения («Душе настало побужденье; и вот опять явилась ты»), возвращается первоначальный музыкальный образ. Наступает реприза – повторение основной темы. Так создавалась классическая трёхчастная форма русского романса. Мы встретили её и в романсе «Я вас любил», и в романсе Бородина «Для берегов отчизны дальней». Более сложная форма в романсе Даргомыжского на стихи А.Пушкина «Ночной зефир»[3]

Что это такое? Волшебная картина, фантастическое видение или музыкальный аккорд, раздавшийся с вышины. Звуки серенады растворяются в таинственном прозрачном мраке роскошной ночи юга. Их лениво слушает прекрасная испанка, небрежно опершись на балкон. В гармонической музыке этих чудесных стихов, кажется, слышно, как переливается эфир под струями ветерка, как плещутся серебряные волны бегущего Гвадалквивира. Что это- поэзия, живопись, музыка? Или то, и другое, и третье в одном.

Ночной зефир

Струит эфир.

Шумит,

Бежит

Гвадалквивир.

 

Вот взошла луна златая,

Тише... чу... гитары звон...

Вот испанка молодая

Оперлася на балкон.

 

Скинь мантилью, ангел милый,

И явись, как яркой день!

Сквозь чугунные перила

Ножку дивную продень!

Я решила провести небольшое математическое исследование: сколько романсов на стихи Пушкина написано русскими композиторами XIX-XX в. Какие из них нашли совершенное музыкальное воплощение? Вот что из этого получилось:

«Не пой, красавица, при мне…» (4 романса),

«Пью за здравие Мери» (8 романсов), «Я вас любил»(6 романсов), «Я здесь, Инезилья» (5 романсов), «Цветы последние милей…»(8 романсов), «Зимняя дорога»(12 романсов)…Каждый музыкант стремится найти что-то свое, что-то новое в современной пушкинской лирике, находит, и тогда происходит невероятное:

Мгновение – и блеском чудным,

Цветет, поет и взор, и слух.

А.М. Горький в «Предисловии к изданию сочинений А.С. Пушкина на английском языке пишет: «Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажёг новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы и по глубине и по разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества».[3] Для историка литературы и музыки нет темы более значительной и сказочной, чем жизнь и творчество Пушкина. Известно, что музыка пользуется лишь наиболее гениальными произведениями искусства слова. Третий шаг к вершине музыкального освоения произведений великого русского поэта – это оперы. В развитии русской классической музыки – это кульминация. П.И. Чайковский признавался: «Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере…»[5] Подтверждением значимости пушкинских сюжетов для становления русской классической оперы являются (вчитайтесь!) названия: «Руслан и Людмила», «Пиковая дама», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Золотой петушок», «Царь Салтан», «Борис Годунов», «Цыганы», «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Алеко». Все эти оперы написаны на текст Пушкина композиторами России: Глинкой, Чайковским, Мусоргским, Римским-Корсаковым, Рахманиновым. Для меня открытием на пути к вершине музыкальной культуры стала книга очерков Т. С. Крунтяевой и А. С. Розанова «25 оперных шедевров». Среди них оперы на пушкинские сюжеты. Это захватывающее повествование об истории создания произведений, сюжете, музыке, сценических судьбах. Самые популярные «Борис Годунов» М. Мусоргского, затем – «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского. Они постоянны в репертуарах мировых оперных театров. В них участвуют лучшие певцы России. А успех определяется близостью к пушкинскому слову и сюжету, но с учётом законов оперного жанра. «Борис Годунов» в исполнении Шаляпина заставил содрогнуться всю музыкальную Европу. Рассказывают, что в сцене с курантами, когда Шаляпин-Борис уставил свои безумные от страха глаза в зрительный зал и срывающимся  голосом послал реплику: «Кто это!? Вон там, в углу!?» - зрители, не понимая русского языка, в страхе вскочили и оглянулись назад, куда показывал Шаляпин. Можно сказать, что у оперы «Борис Годунов» три автора – Пушкин, Мусоргский и Шаляпин.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой, -

оживают в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Перед зрителем – слушателем возникает величавый мир древних сказаний, образы былинных героев. В беседе о русской опере летом 1836 года Пушкин «выразил желание видеть оперу лирическую, в которой соединялись бы все чудеса балетного и декоративного искусства». Глинка исполнил пожелание поэта и благодарно посвятил свою оперу его памяти – в словах и музыке Второй песни Баяна. Каждое действующее лицо в опере имеет свой неповторимый музыкальный портрет. Пушкинское начало в контрасте, который возникает между благородной красотой музыки, сопровождающей «добрые силы» - витязя Руслана, мудрого кудесника Финна и причудливых звучаний «злых сил» - Наины и Черномора. Глинка с первого шага открыл новые пути в искусстве. Он очень удачно избрал русскую сказку. Почти все музыки соединились в ней: восточная и западная, русская и итальянская, германская, финская, татарская, кавказская, персидская, арабская – и всё это образует самое художественное, истинно картинное целое. Драматург А. Н. Островский записал в дневнике: «Часы, когда слушаешь «Руслана», можно назвать часами блаженства. На всём произведении лежит колорит ласкающей сказочности».

«Евгений Онегин» - самое задушевное, самое любимое дитя фантазии не только А. Пушкина, но и П. Чайковского. «Про музыку Вам скажу, что если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам, то эта музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её, - делился своим замыслом П. Чайковский с С. Танеевым. Бессонной ночью он набросал сценарий оперы в трёх действиях и семи картинах, что и составило основу либретто. Чайковского интересовала личная драма героев романа: сюжетная линия Татьяна – Онегин и другая линия Ленский – Онегин. Главное действующее лицо в опере – Татьяна Ларина – Гремина. Её превращение из скромной мечтательной девушки в светскую даму является главным сюжетным зерном. «Столичный лев», по выражению П.Чайковского, Онегин с иронией преподает урок доверчивой Татьяне. По роковому стечению обстоятельств убивает на дуэли своего хорошего приятеля. В конце «чудак притворный для светского общества, влюбленный, отвергнутый, выслушивает отповедь Татьяны. Она напоминает Онегину о мужской гордости и прямой чести. В истории музыки было немало удачных постановок «Онегина». Одна из них связана со столетним юбилеем Пушкина. Москва. Большой театр. Л. Собинов в роли Ленского. «Это было воскресение Пушкина и Чайковского, - писал впоследствии С. Дурылин. - Это был Ленский Пушкина… Его не только слушали, ему не только  верили – его любили и жалели». О постановке «Онегина» в осаждённом Ленинграде в 1943 году Б. Астафьев писал: «Прелесть же её суммируется тремя впечатлениями: правдиво, просто, свежо?!» В России не было оперы более популярной и любимой. Это утверждение справедливо и для наших дней.

«Мазепа» - ещё одна опера П.Чайковского на пушкинский сюжет. В его центре страница русской истории начала XVIII века и драматические судьбы героев. Действие происходит на Украине в начале XVIII века. Богат и независим знатный стольник Петра I Кочубей. Но его дочь, юная Мария любит гордого старца гетмана Мазепу и уходит из дома. Тишина и печаль царят в доме Кочубея. Он обдумывает теперь свой донос русскому царю на изменника Мазепу. Петр I бесконечно верит Мазепе. Петр I не поверил Кочубею и отдал доносчика в руки Мазепе. Готовится  казнь. С ужасом узнает Мария об этом. Спешит к месту казни. И… не может остановить происходящее. Отгремели звуки Полтавского сражения. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Но прежде он увидит дело рук своих: Марию, лишившуюся рассудка и поющую колыбельную песню смертельно раненому Андрею.

«Мазепа» - единственная опера П.Чайковского, которая включает в себя самостоятельную симфоническую картину. Это новое слово в музыке.

С. Рахманинов – композитор рубежа столетий, но всё же  больше принадлежит XX веку. Музыкальный язык его романсов связан с русской классической традицией. Одноактные оперы Рахманинова – это особая линия развития русской оперы. Одна из них «Алеко» - на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Цыгане». Это психологическая драма. В центре её Алеко – главный герой, сильная личность во власти губительных страстей. Действие основано на развитии одного состояния героя – ревности. Это и приводит к трагической развязке. Рахманинов пользуется развёрнутыми сценами, раскрывающими сложный духовный мир героев. Например, Каватина Алеко. Камерность оперы, её одноактная форма приближает творчество С. Рахманинова к ясности и величавой простоте творчества гениального поэта. Стихи «современника всех эпох» Пушкина не могли оставить равнодушными и композиторов  XX столетия. Среди них Прокофьев, названный «Пушкиным в музыке», Д. Шостакович, Г. Свиридов. Его романсы на стихи А. С. Пушкина признаны вокальной классикой XX века. Романс из «Музыкальных иллюстраций» к повести А. С. Пушкина «Метель» стал уже достоянием народной музыки. А какой замечательный хоровой концерт «Пушкинский венок» создан Г. В. Свиридовым! Нас окружает море пушкинской музыки! Поистине, композиторы – самые талантливые читатели, достойные гениального Пушкина!

Перечитав свой очерк, я уложила его в 16 стихотворных строк. Они обращены к моим ровесникам:

 

В наш век компьютерный, в наш век жестокий

Еще звучат целительные строки,

И музыки классической напевы

Нас окликают: «Где вы, где вы, где вы?»

 

И входит Пушкин в мир наш виртуальный

С поэзией своей, весёлой и печальной.

Он наше всё, все ценности и все заветы,

На все вопросы нам даёт ответы.

 

Остановитесь, слушайте его

В стихах, в романсах, в опере, в балете,

В прекрасной музыке и даже в Интернете.

Поверьте: нет чудесней ничего.

 

И на земле Абая в Казахстане

Мы узнаём о пушкинской Татьяне.

Любите Пушкина, всё лучшее в себе любите

И чудные мгновенья сберегите.

 

 

Литература

 

  1. Пушкин А.С. Избранные сочинения в двух томах. – М.: «Художественная литература», 1980.
  2. Галушко Т. Пушкинский календарь. – Л.: «Детская литература», 1991.
  3. Светлое имя Пушкин. Сборник. Составитель Кунина В. В.  – М.: «Правда», 1988.
  4. Оперные либретто. Сборник. Составители Панкратова В. А., Полякова Л. В. – М.: «Музыка», 1978.
  5. 25 оперных шедевров. Крунтяева Т. С., Розанов А. С. – М.: «Музыка», 1978.
  6. Попова Т. В. О музыкальных жанрах. – М.: «Знание», 1981.
  7. Озеров Л. Необходимость прекрасного. Книга статей. – М.: «Советский писатель», 1983.
  8. Асафьев Б. В. Евгений Онегин. Лирические сцены П. И. Чайковского. – М., Л.: «Музгиз», 1944.
  9. Яковлев М. Пушкин в музыке. – М., Л.: «Музгиз», 1958.
  10. Протопопов В. История полифонии. – М.: «Музгиз», 1962.

 

Автор - Семенюк Татьяна